Руины Казани: Казанский Богородицкий монастырь

В 1579 году в Казани двенадцатилетней девочкой Матреной Онучиной была найдена будущая христианская реликвия — Казанская боги Божией Матери , в почтение чего на месте ее обретения появилась сн

В 1579 году в Казани двенадцатилетней девочкой Матреной Онучиной была найдена будущая христианская реликвия — Казанская боги Божией Матери , в почтение чего на месте ее обретения появилась прежде церковь, а после и неповрежденный монастырь. Икона, ставшая русской национальной святыней, часто спасала чудесным образом не только Казань, Но и всю Россию в годы смуты и войн. то есть по-этому Казанский Богородицкий женский скит на протяжении приблизительно четырех веков считался важнейшим духовным центром, а его архитектурный комплекс был наиболее величественным в Поволжье.

Сегодня обитель все к тому же находится в плачевном состоянии, и несмотря на то, что в двух храмах возобновлены службы, процесс возвращения комплекса Казанской епархии тормозится, а здания сестринских корпусов и церкви Николы Тульского — храма, где в свое время хранилась чудотворная икона, продолжают гибнуть и оскверняться. сей репортаж продолжает серию «Руины Казани», посвященную уничтожению исторического облика города и его памятников.

Возведение монастыря началось практически единым духом же опосля обретения иконы, сопровождавшегося, по свидетельству церковных историков, чудесными явлениями и исцелениями. собственными глазами чудотворный лик первоначально был помещен в находившийся близко молельня Николы Тульского. Строительство велось по указу Ивана IV , а лавра получил имя Богородицкого. Первой монахиней в нем стала сама Матрена Онучина (в монашестве Марфа) и ставшая после настоятельницей монастыря. Первые постройки комплекса были деревянными и чуть кардинальный собрание — каменным.

Особую славу изображение и, как следствие, убежище приобрели опосля событий 1612 года, Кагда народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освободило Москву от поляков — табель с иконы находился в походе и вдохновлял освободителей на героические дела. В память об этом на Красной площади в Москве был построен Казанский собор, а в Русской православной церкви было установлено празднование Казанской иконе. Позднее в почтение ее был назван и Казанский парламент в Санкт-Петербурге — генеральный памятник победы России в Отечественной войне 1812 года.

Постепенно приток паломников сделал Казанский Богородицкий лавра известным не только в Казанской губернии. В 1764 году, сообразно введенной императрицей Екатериной II классификации русских монастырей, он был причислен ко второму классу, а в 1809 году уже к высшему первому. В мае 1798 возраст в Казань на закладку нового каменного собора Казанской Богородицы прибыли Павел I с великими князьями Александром и Константином. Автором проекта стал архитектор И.Е. Старов, ежели и первоначально строительством руководил архитектор Ф.Е. Емельянов.

Высота нового пятиглавого храма, построенного вместо обветшавшего, составила 43 метра. В соборе, являвшем красивый прототип русского классицизма, имелись приделы Успения Божией Матери и Св. блгв. князя Александра Невского . парламент имел три фронтона с шестью ионическими колоннами. домашний фигура поражал великолепием — только на алтарный власть пошло более чем пара пуда серебра. плата на иконе Спаса Нерукотворного весил более одного пуда и был украшен 17 алмазами, 34 аметистами и 32 топазами. Корона, пожертвованная императрицей Екатериной II главной святыне храма — Казанской иконе Богоматери, насчитывала около 500 бриллиантов и алмазов и более 1100 жемчужин… Освящение храма состоялось 30 мая 1808 года.

Одноглавая (теплая) храм Николы Тульского, построенная на месте прежней в 1816 году по проекту архитектора Я.М. Шелковникова, и одноглавая Крестовоздвиженская (холодная) церковь, законченная по проекту П.В. Тихомирова в 1887-м, были да возведены в стиле классицизма. пара основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1835 год, архитекторы А.К. Шмидт и Я.М. Шелковников) составили собой полукруг, замкнувший архитектурный согласие в единое целое. В него вошли и более старые постройки 17 века: 55-метровая колокольня и небольшая Софийская надвратная церковь. В монастырский комплекс входили да госпиталь и различные хозяйственные постройки. страна была обнесена стеной с башнями.

По свидетельству современников, в 19 веке Богородицкий убежище в Казани считался одним из красивейших в России и мог поспорить по своей выразительности и величию даже с Александро-Невской лаврой в Санкт-Петербурге. звук 17 колоколов с главной звонницы, из которых очень обширный весил едва не 12 тонн, был слышен в какой угодно точке Казани.

В 1904 году лавра и, как считают некоторые историки, Россию постигло страшное бедствие: 29 июня из главного собора монастыря была похищена чудотворная изображение Казанской Божией Матери, с которой были связаны ключевые моменты отечественной истории последних 300 лет. Похитителя вскоре нашли — им оказался Федор Чайкин, 1876 возраст рождения (он же — Варфоломей Стоян) туземец Жеребцовской волости, Александровского уезда Екатеринославской губернии.

На дознании Федор Чайкин рассказал, что драгоценности и доход он продал, а саму икону расколол и сжег в печи, что было подтверждено следственными действиями. при обыске на его квартире доля алмазов и жемчугов с иконы была найдена в выдолбленной ножке стола… Чайкин был осужден и умер в Шлиссельбургской крепости в 1916 году. до смертью его решил исповедовать священник, Но Чайкин отказался и заявил, что он не верит «ни в Бога, ни в черта», а икону он сжег самолично, что бы доказать, что «никакая она не святая».

Однако уничтожение чудотворной иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1913 году в подземелье главного собора, прямо на месте обретения иконы был выстроен паки 1 храм, подземный, а общежитие продолжал населять прежней жизнью.

Начало эпохе безвременья и поругания Казанского Богородицкого монастыря положили последующие революционные события. В 1918 году убежище был упразднен, но в 1920-е годы там еще раз действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году верующих отправили в Петропавловский собор, а большая порцион архитектурного ансамбля монастыря подверглась варварскому разрушению.

Советская господство и руководство провозглашенной по ленинскому декрету Татарской автономной социалистической республики постарались уничтожить память о величайшей остаток России, сломав монастырские стены, взорвав колокольню и верховный мольбище монастыря, превратив церкви в «подсобные помещения», а в 1960-е годы даже выстроив на монастырской территории панельные пятиэтажки. В 1942 году в бывшем монастыре разместили табачную фабрику, которая проработала до 2005 возраст и, возможно, работала бы и по этот день, если бы в 2004 году днесь мертвый духовенство Алексий II не поставил казанским властям условие: для передачи в Казань да называемого Ватиканского списка Казанской иконы Божией матери им следует возвратить отнятый и полуразрушенный общежитие — занятие хранения первоначальной святыни.

Руководство Казани в лице тогдашнего мэра Камиля Исхакова согласилось, и в бывшем монастыре без сомнения пошли перемены: табачная здание была закрыта и демонтирована, а в Крестовоздвиженском храме начались восстановительные работы. напитки Софийская храм была передана для богослужений Казанской епархии опять в 1994 году.

В результате 21 июля 2005 возраст Казань посетил Святейший духовенство Московский и всея Руси Алексий II , что в присутствии республиканских и городских властей передал Казанской епархии 1 из списков Казанской иконы Божией Матери, недавно до этого возвращенный МП РПЦ представителями Ватикана. В Казань лик была передана «в ознаменование 1000-летия города и 450-летия учреждения Казанской епархии».

Это послужило финалом проекта «Возвращение Казанской», кто протяжно разыгрывался Казанским кремлем (одним из разработчиков был прежний Нестор Минтимера Шаймиева Рафаэль Хакимов ) для усиления политического влияния Татарстана — с одной стороны и для развития туристической индустрии Казани — с другой. С тех пор Ватиканский список, считающийся около католиков чудотворным, хранится в Крестовоздвиженской церкви.

С этого момента прошло пять лет, все-таки обстановка с возрождением обители изменилась мало, а обещания, причина Камилем Исхаковым православным, не выполняются новым городским начальством. как сообщил ИА REGNUM Новости преемник казанского Богородицкого (теперь мужского) монастыря о. Питирим (Рыбанин), ни одно из бывших монастырских зданий до сих пор не передано епархии, по-этому принуждать какие-либо восстановительные работы невозможно. отрицание приказывать проекты по реставрации, а благотворители не могут усердствовать монета на воскрешение объектов, дальнейшая предназначение которых неизвестна. Что касается Министерства культуры РТ и Казанской мэрии, то они не проявляют никакого интереса к православной обители в центре города.

Документы, необходимые для возвращения монастырских объектов епархии, давнешенько собраны, Но процесс их рассмотрения не двигается. Нет решения даже по передаче Крестовоздвиженского храма, где хранится замечательный Ватиканский список, Но дом которого юридически все опять принадлежит располагавшемуся когда-то здесь педагогическому институту. Тем временем здания сестринских корпусов и останков храма Николы Тульского все больше ветшают. На них давнешенько нет крыши, окна и двери выбиты, внутри опять со времени выезда табачной фабрики остались кучи мусора, там обитают бомжи, неумолчно вещь горит и рушится. Пройдет кроме не мало лет, и здания упадут сами собой, их незачем будит избавлять — проще сломать.

Братия монастыря, где когда-то жило около 500 насельниц, составляет безотлагательно только 10 человек. исполнять что-либо серьезное, даже обеспечить охрану такими силами невозможно. по-этому о. Питирим рад, что в этом ему помогает фирма, привлеченная для реставрационных работ вторично Камилем Исхаковым. вероятно потому, что руководство фирмы надеется — казанская мэрия за всем тем заплатит ей немалые монета зa выполненные работы в Крестовоздвиженском храме.

Однако, около казанской мэрии во главе с новым градоначальником Ильсуром Метшиным свои планы. при ней уже с давних действует да называемый фокус паломничества «Покрова Царицы Небесной», какой организует поездки в Казань различных состоятельных лиц и организаций за рубежа, интересующихся судьбой Ватиканского списка. В свое время благоукрасители из паломнического центра хотели даже поставить на месте обретения иконы статую Богородицы, выполненную соразмерно католическим традициям, Но о. Питирим проявил чудеса дипломатии и сумел с поддержкой спонсоров шибко установить на этом месте православную часовню…

Дальнейшая рок всероссийской — бес преувеличения святыни и когда-то крупнейшего в Поволжье православного центра видится достаточно печальной. Из беседы с о. Питиримом становится понятно, что руководство Казанской епархии придерживается известной тактики: «Татарстан — это особая республика… по-этому все в руце Божьей». Осложнять отношения с местными властями, требуя, в общем-то, совсем законных вещей, в епархии не хотят и боятся. вероятно по-этому в Татарстане при гадательно равных количествах «условных» православных и мусульман немедленно зарегистрировано более 1300 мусульманских приходов и только около 200 православных. А в центре Казани (не говоря уже о республике) до сих пор стоят храмы, не возвращенные РПЦ, православные священники ведут проповеди, далекие от реальных событий, предпочитая извещать о библейских. И даже в беседе с журналистом «один на один» спешат сообщить о своем полном одобрении курса республиканского руководства.

Как заметил раз духовенство Кирилл, «Церковь не должна принуждать проповедь в потаенном углу». все в случае с Казанской епархией и Татарстаном даже это невинное высказывание теряет силу. Вероятно, если Святейший когда-то и соберется в Казань, то для республики придется придумать другой, более политкорректный слоган.

  • С поддержкой этих стройматериалов о. Питирим надеется совсем немного подлатать крышу С поддержкой этих стройматериалов о. Питирим надеется малость подлатать крышу
  • Удобства - во дворе Удобства — во дворе
  • Через деревня двор тянется труба теплоцентрали. Убрать ее невозможно после место двор тянется труба теплоцентрали. Убрать ее невозможно
  • На этом пустыре стоял когда-то парламент Казанской Богородицы На этом пустыре стоял когда-то парламент Казанской Богородицы
  • Крестовоздвиженский богомольня с внутренней стороны бывшего монастырского двора Крестовоздвиженский мольбище с внутренней стороны бывшего монастырского двора
  • Место, где была обретена Казанская боги Божьей Матери и опосля ее похищения находился подземный храм… Место, где была обретена Казанская образ Божьей Матери и опосля ее похищения находился подземный храм
  • Часовня, выстроенная "волюнтаристским" методом Часовня, выстроенная «волюнтаристским» методом
  • В центре - то, что осталось от церкви Николы Тульского В центре — то, что осталось от церкви Николы Тульского
  • Бывший сестринский корпус былой сестринский корпус
  • Здесь был центральный вход в святилище Николы Тульского, а после - в табачную фабрику Здесь был центральный вход в здание Николы Тульского, а после — в табачную фабрику
  • На самом верху монахи сумели прикрепить слепок Св. Николая Чудотворца. внезапно поможет? На самом верху монахи сумели прикрепить вид Св. Николая Чудотворца. неожиданно поможет?
  • Здесь были службы, а после выпускали табак и папиросы Здесь были службы, а после выпускали табак и папиросы
  • Похититель иконы Федор Чайкин вор иконы Федор Чайкин
  • Вид на монастырский двор и храм Николы Тульского во время праздника тип на монастырский двор и храм Николы Тульского во время праздника
  • Разрушение церкви Николы Тульского (фото с сайта Центра паломничества "Покрова Царицы Небесной") гибель церкви Николы Тульского (фото с сайта Центра паломничества «Покрова Царицы Небесной»)
  • Вид на Казанский женский Богородицкий монастырь. рисунок Э. Турнерелли, 1839 год наружность на Казанский женский Богородицкий монастырь. рисунок Э. Турнерелли, 1839 год
  • Вид монастыря со стороны реки Казанки. Архивное фото характер монастыря со стороны реки Казанки. Архивное фото
  • Вид монастыря из Казанского кремля. Архивное фото очертание монастыря из Казанского кремля. Архивное фото
  • Казанский Богородицкий храм в былом великолепии. Архивное фото Казанский Богородицкий храм в былом великолепии. Архивное фото
  • Вид из Казанского кремля. Архивное фото форма из Казанского кремля. Архивное фото
  • Видна колокольня, Богородицкий собор, Софиевская и Крестовоздвиженская церковь. Вход в лавра со стороны… Видна колокольня, Богородицкий собор, Софиевская и Крестовоздвиженская церковь. Вход в скит со стороны улицы Большая Красная
  • Вид на храм Николы Тульского с монастырского двора. Архивное фото форма на храм Николы Тульского с монастырского двора. Архивное фото