Стенограмма начала заседания:В.В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья, хороший день! довольный благоприветствовать всех вас в России, в Санкт-Петербурге.Сегодня на заседании Совета глав правительств СНГ нам
Стенограмма начала заседания:
В.В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья, благой день! желать выходить навстречу всех вас в России, в Санкт-Петербурге.
Сегодня на заседании Совета глав правительств СНГ нам предстоит разбирать очень обширную повестку дня. только в ней – более 20 вопросов. и мы подведём основные итоги нашей работы зa 2010 год, наметим ожидание на перспективу.
В текущем довольно сложном посткризисном году нашим государствам удалось успевать неплохих результатов в торгово-экономическом взаимодействии. Так, в январе–августе текущего возраст товарооборот в рамках Содружества вырос почти что на треть и превысил 120 млрд долларов. Это серьёзная, очень впечатляющая цифра, свидетельствующая о том, что мы начинаем преодолевать последствия временного спада в наших торговых и инвестиционных связях.
Закрепить эту позитивную тенденцию могло бы, в том числе, и вывод нового договора о зоне свободной торговли в СНГ. Основанный на современных нормах Всемирной торговой организации, сей сделка призван заменить морально устаревшее положение, соединение о зоне свободной торговли от 1994 года, обязан случаться надёжной правовой базой для успешного развития делового партнёрства на пространствах Содружества.
Считаю, что до конца возраст небывалый соглашение дозволено подготовить к подписанию. Это весь реалистичная цель. Мы теперь в узком составе об этом говорили достаточно подробно, глотать отдельные замечания, соображения. Но около нас снедать время для того, что бы возвращаться к этому документу вдобавок раз, подумать, имея в виду, что ныне мы заслушаем информацию о ходе работы над этим документом, а подписывать его имеют намерения уже в следующем году.
И, несомненно же, нам необходимы дополнительные меры, направленные на развитие прямых связей среди нашими предприятиями, компаниями, среди регионами. Упомяну инициативу, которую выдвинула Россия, – раскрыть на базе ВДНХ-ВВЦ выставочные павильоны стран–участниц Содружества, возродить давнюю и, на выше- взгляд, полезную и позитивную традицию. Хочу обратить забота коллег на предложение, которое сделано Российской Федерацией. Мы предлагаем очень выгодные, может быть, даже необычные условия использования этих павильонов в Москве – аренда на 50 годов с символической стоимостью аренды 1 рубль в год. Эту инициативу мы тожественный обсуждали в узком составе, готовы поговорить и в более широком. Имею в виду, что некоторые страны-участницы готовы и хотели бы заниматься в рамках большого, единого павильона, а некоторый хочет жениться разобщенный павильон – это всё дозволительно исполнять и обо всём дозволено договориться.
На сей счёт уже достигнут лавка конкретных договоренностей. И я надеюсь, что в скором времени гости ВВЦ смогут больше испытывать о государствах Содружества, о том, как, чем они живут сегодня, о ваших достижениях в области промышленности, науки, техники, в других областях.
Напомню, что завершающийся 2010 год был объявлен в Содружестве Годом науки и инноваций. Россия как глава СНГ уделяла этому направлению особое, приоритетное внимание.
На научно-техническом и гуманитарном направлениях около нас снедать неплохие заделы. В этих сферах реализуются важные, перспективные для нас всех проекты, в том числе под эгидой Совета и Фонда гуманитарного сотрудничества. Так, намедни в Москве прошёл пятый Форум творческой и научной интеллигенции СНГ. Следующий, шестой форум примут около себя наши украинские друзья.
Начал свою работу и Межгосударственный рекомендация по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. Он обязан стоить механизмом координации национальных исследовательских программ в фундаментальных и прикладных научных областях.
Важно не убавлять темпов этой работы, активно завлекать к партнёрству и кооперации ведущие вузы и научные центры, широкие круги общественности стран Содружества, тем более что мы выходим на реализацию двух масштабных межгосударственных проектов. инициатор – это Программа инновационного сотрудничества и другой – проект развития взаимодействия в гуманитарной сфере. Эти документы нам предстоит обсудить в ходе сегодняшнего заседания. Уверен, что они будут помогать развитию человеческого капитала, повышению конкурентоспособности наших стран.
Отмечу, что вслед зa Годом науки и инноваций в 2011 году в СНГ пройдёт Год историко-культурного наследия. Несомненно, эта начало да послужит дальнейшему укреплению многовековых культурных, гуманитарных, духовных связей посреди нашими странами и народами.
Я благодарность вас зa уважение и предлагаю приступить к работе. Пожалуйста, о ходе подготовки проекта договора о зоне свободной торговли предлагается заслушать информацию министра экономического развития Российской Федерации Эльвиры Набиуллиной. И я прошу Вас (обращаясь к Э.С.Набиуллиной) осрамиться на некоторых моментах отдельно, пояснить позицию Российской Федерации, многих других наших коллег – почему потребовалось то есть причинять изменения или даже брать небывалый документ, я имею в виду, что с 1994 возраст около нас уже действует соответствующее договор о зоне свободной торговли. Чем вызвана нужда принятия нового документа? начинать и по основным его параметрам, пожалуйста.
Э.С.Набиуллина: благой день, уважаемые главы Правительств, уважаемые коллеги! проблема скорейшего согласования нового договора о зоне свободной торговли является, на выше- взгляд, одним из приоритетных вопросов экономического сотрудничества в СНГ и ключевым вопросом председательства России в СНГ. безотлагательно правовой базой взаимной торговли среди странами СНГ является заключённое соединение 1994 возраст и почти что сотня двусторонних договоров, в которых закреплён разнообразный понятийный аппарат, разные процедуры, не В любое время чётко регламентированные.
В своё время эти соглашения, которые заключались приблизительно 20 годов назад, сыграли положительную занятие в том, что бы не произошло разрыва торговых связей, Но ныне они морально устарели и требуют, конечно, совершенствования и приведения в симметрия с новыми экономическими реалиями. В новом проекте договора, над которым мы с представителями всех стран работали едва не пара года, на выше- взгляд, удалось преодолеть и правовые пробелы, которые были, и исправлять инструментарий торговой политики.
Речь соглашаться и о применении мер торговой защиты: намерение четко регламентирует условия процедуры применения этих мер, которые в конкретный момент, к сожалению, без устали вызывают споры среди нашими странами. фраза соглашаться и о единообразном применении мер технического, санитарного, фитосанитарного регулирования в соответствии с международными нормами.
Принципиально важной является договорённость о формировании независимой процедуры разрешения споров. Сейчас, по сути, единый механизм, кто действует посреди странами СНГ, – это устройство консультаций, и он по понятным причинам не В любое время работает, по-этому количество неразрешённых торговых споров на пространстве СНГ растёт.
Новая действие основана на международной практике, чётко регламентирована и предусматривает независимое испытание спора в разумные сроки и с конкретными результатами. Переговоры по новому Договору о зоне свободной торговли на нынешний число на уровне делегаций – тех делегаций, которые принимали покровительство в переговорах, – дозволено думать в достаточной степени согласованными и завершёнными. Проведённая в сентябре случай министров экономики позволила урегулировать значительную пакет разногласий, и вчера на экономическом совете да снята порция существенных разногласий. Осталось не мало вопросов, которые требует внимания уровня глав правительств.
Первый задача – это даже не разногласия, а просьба. Мы бы просили предложение глав правительств принять приговор об ускорении внутригосударственных процедур, необходимых для ратификации Соглашения о правилах определения страны происхождения товара. Мы понимаем, какой это крупный задание для торговых отношений, и важно, что бы это договор вступило в силу не позднее даты вступления в силу Договора о зоне свободной торговли.
Вчера нам удалось да урегулировать вопросы с Республикой Беларусь. И в этой связи мы предложим на испытание коллег намерение оговорки, разъясняющий, что положения договора будут приспособляться в отношениях среди Беларусью, Казахстаном и Россией в той части, в которой они не противоречат соглашениям Таможенного союза и Единого экономического пространства. И надеемся, что намерение данной оговорки будит поддержан всеми участниками переговоров.
И в этом случае по основному тексту договора проблемы сохраняются по двум статьям. Во-первых, азербайджанские коллеги предлагают разбирать мочь исключения из договора правил таможенного администрирования. Все остальные считают, что таможенное администрирование играет важную занятие в применении режима свободной торговли. И по-этому мы просили бы азербайджанскую сторону поддержать общую позицию по данному вопросу.
Второй элемент – это положение, которое устанавливает, что оговорки не могут случаться опосля подписания договора и бес предварительного согласования со всеми участвующими в переговорах странами. Азербайджанская бок и покамест продолжает резервировать позицию по данному вопросу. И мы надеемся на то, что здесь да будит проявлена гибкость.
Хотела бы еще раз осрамиться на одном переговорном сюжете. Все делегации были единодушны во мнении, что другой соглашение обязан заменить собой действующие торговые соглашения посреди сторонами. как я уже сказала, их насчитывается более сотни, в них установлен разнокалиберный величина прав, разная регламентация, разнородный понятийный аппарат. надо согласовать юридический механизм, кто бы сделал процесс прекращения действия старых соглашений практически автоматическим.
Если перечисленные элементы основного текста соглашения удастся согласовать, то нам будит надо решить только вдобавок одну переговорную задачу – это согласовать роспись изъятий из режима свободной торговли. Вчера на экономическом совете по этому вопросу да был достигнут громоздкий прогресс, и надеемся, что нам это удастся исполнять в ближайшее время.
По мнению российской стороны, все перечисленные переговорные проблемы дозволительно было бы решить довольно быстро. Мы планируем обманывать снова 1 раунд переговоров 21–23 декабря и надеемся, что все страны примут покровительство в этом процессе. И тут нам дозволено будит вынести уже намерение договора на внутригосударственное согласование, которое займёт к тому же один-два месяца. И таким образом, весной следующего возраст договор, как мы и договаривались раньше, может обретаться подписан. И по-этому около нас петиция – дать политическое намек переговорным командам завершить переговоры до конца этого года. На выше- взгляд, это совершенно реально. Спасибо.
В.В.Путин: Спасибо большое, Эльвира Сахипзадовна. Пожалуйста, уважаемые коллеги, какие вопросы, который хотел бы выступить, прокомментировать, высказать какую-то позицию по этой проблеме?
Нет? в этом случае предлагается приговор принять. потреблять ли возражения? Нет. приговор принимается. благодарность большое.
Я хотел бы в качестве комментария чета слова. около меня большая настояние к руководителям делегаций – а я исхожу из того, что в решении вопросов подобного рода должным образом заинтересованы все участники процесса, – петиция в том, что бы все принимали покровительство в обсуждении этих проблем на экспертном уровне. Потому что если около нас отсутствуют эксперты от некоторый из стран, то после на финальной стадии неимоверно трудно договариваться, потому что иногда не возвращаться к дискуссии с нуля. Это сложный, долгий и непростой процесс.
Большое спасибо.
Следующий вопрос, пожалуйста, о ходе подготовки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества. название – Мухаметшину Фариту Мубаракшевичу. Пожалуйста.
Ф.М.Мухаметшин (руководитель Россотрудничества): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые члены Совета, почитать Дима Николаевич (Лебедев)!
В соответствии с вашим решением от 21 мая этого возраст Россотрудничеством вместе с национальными государствами-заказчиками, головным разработчиком – российской Высшей школой экономики и национальными разработчиками подготовлен прежний план Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств–стран-участников СНГ на промежуток до 2020 года. намерение программы готовился при самой активной поддержке исполкома СНГ. Внесённая на испытание сегодняшнего заседания Совета глав правительств программа основана на положениях, заложенных в Стратегии экономического развития СНГ и основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств–участников СНГ в инновационной сфере, которые были приняты вами в ход двух последних лет. при этом мы исходили из ваших решений о необходимости радикального пересмотра сложившихся форматов научно-технологического взаимодействия на пространстве Содружества и выхода на другой остановка интеграционных процессов.
Цель программы – предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, национальные законодательства, упражнять и предпринимать государственные целевые программы, инновационные проекты других форматов в целях сотворения условий для повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств–участников СНГ в новых политических и экономических условиях. Программой заложены самые передовые подходы в инновационной области – например, технологические платформы, центры превосходства и да далее.
В связи с активной работой в России по формированию технологических платформ по решению Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой Премьер-министром России, мы координируем свою работу и с разработчиками этих платформ. Достигнута договорённость, что российские платформы будут открыты для всех стран СНГ.
Другой многозначащий подход, учитывая наши стремления к кооперации с европейскими партнёрами, – это то, что мы сочли необходимым заложить план подхода, позволяющего нет на взаимодействие с проектами в рамках Седьмой рамочной программы Европейского союза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге мы как бы достраиваем, дополняем эти известные в мире программы и надеемся, что сможем встать в 1 черта с ними.
Вашему вниманию предложен прежний проект, что состоит из пяти подпрограмм, которые включают межгосударственную кооперацию в инновационный сфере, развитие научно-технологического потенциала, кадрового обеспечения инновационного сотрудничества, совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры, а и межгосударственное регулирование инновационной деятельности.
В принципе каждая из этих подпрограмм, по сути, является межгосударственной целевой программой. В случае необходимости мы готовы подробно доложить о каждой из пяти подпрограмм. за вычетом того, в документе предусмотрен блок управления программой финансирования мероприятий и проектов, а да мониторинга и оценки эффективности использования. В настоящее время сей часть к тому же проходит процедуру согласования с национальными госзаказчиками и разработчиками.
Предварительный намерение программ рассматривался 17 сентября нынешнего возраст на заседании экономического совета СНГ, и дальнейшая занятие ведётся с учётом рекомендаций экономического совета. Экономсовет рекомендовал национальным государственным заказчикам ускорить подготовку национальных частей программы, а да инновационные подпрограммы проектов. Следует откровенный признать, что национальные части программы – покамест слабое наше место. Мы имеют намерения 13–14 декабря текущего возраст в Астане подробно разбирать сей задача на заседании рабочей группы. В то же время в части наполнения проектного блока программы от национальных учредителей и разработчиков поступает ультиматум как по инновационным проектам, да и по технологическим платформам. Уже имеется список более 140 проектов. Правда, эти проекты находятся в разной степени оформления и проработки. В случае поддержки вами ныне наших подходов к разработке примерной программы мы начнём работу по доведению их до уровня, отвечающего критериям включения в программу.
Уважаемые члены совета! Позвольте обратить ваше почтение на одну проблему, которая возникла в ходе работы над программой. Разработка такого широкоформатного построения программы входит в ответ с положениями, прописанными в документе о порядке разработки, реализации, финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утверждённом решением Совета глав Правительств СНГ снова 16 апреля 2004 года. Это и понятно, ведь чин разрабатывался семь годов тому вспять в других экономических условиях.
В чём заключаются эти противоречия? В частности, план не предусматривает использования механизмов государственных гарантий, бюджетного кредитования, облигационных займов, налоговых, таможенных, тарифных льгот и преференций, введение льготных обязательных условий при закупках инновационной продукции, использование договорных форм конституционного типа и других механизмов государственно-частного партнёрства. регламент да не предусматривает сотворения органа управления – оператора Межгосударственной программы. Наконец, действующим довольно не предусмотрена мочь финансирования программы и её инновационных проектов из национальных, межгосударственных и международных фондов – венчурных, трастовых, институтов развития, банковских учреждений, а и зa счёт других средств, поступающих из внебюджетных источников.
Вышеназванное как раз является, по нашему мнению, необходимым условием для успешной реализации программы. В этой связи заказчик-координатор (Россотрудничество) и головной разработчик (Высшая рассадник экономики), национальные государственные заказчики, национальные разработчики, а и колонна структур Исполкома СНГ пришли к единому мнению о необходимости изменения формата и, соответственно, названия программы. Что касается российской позиции, то такой подход поддерживают Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство образования и науки России.
С учётом изложенного просим Вашего согласия на перемена названия документа с Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества: исключить из названия программы название «целевая». Это позволит замышлять задачи перехода от целевой к более широкоформатной программе. Со стороны разработчиков будут предприняты по выполнению вашего поручения все необходимые усилия, что бы намерение программы представить в апреле будущего возраст на испытание экономического совета и на ваше согласие на очередном заседании Совета глав правительств в мае 2011 года. Просим рассмотреть.
В.В.Путин: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, какие вкушать вопросы либо комментарии? Нет? Предлагаю принять приговор Совета глав правительств по этому вопросу. Нет возражений? Принимается. причинность большое.