Карабах стал стороной конфликта только благодаря жесткой позиции Армении: экс-министр обороны Армении

Бывший умный обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян. Иллюстрация: a1plus.amИнтервью бывшего министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна корреспонденту И

Бывший умный обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян. Иллюстрация: a1plus.am былой умный обороны Армении, генерал-лейтенант Вагаршак Арутюнян. Иллюстрация: a1plus.am

Интервью бывшего министра обороны Армении, генерал-лейтенанта Вагаршака Арутюняна корреспонденту ИА REGNUM Новости .

Справка.

1991-1992 — наследник министра внутренних дел Армении, запевало преемник председателя Комитета обороны Республики Армения;

1992-1994 — преемник начальника штаба Главного командования объединённых вооруженных сил стран СНГ ;

1994-1999 — посредник Республики Армения в Совете министров обороны стран-участников СНГ;

1999-2000 — умный обороны Республики Армения.

ИА REGNUM: На пути урегулирования карабахского вопроса ожидается недавний раунд переговоров, который, судя по предварительным заявлениям сторон и лидеров стран-посредников, может случаться переломным. В частности: правитель России Дмитрий Медведев по итогам встречи с президентами Азербайджана и Армении в Астрахани заявил, что к саммиту в Астане надо кончаться на согласованный свидетельство по нагорно-карабахскому урегулированию. Вслед зa этим поступило объявление Алиева, кто сказал, что в процессе переговоров начинается другой остановка и, к концу Серж Саргсян , какой посетил боевые позиции и обратился к военному контингенту, сказав, что «он надеется на них». как вы прокомментируете эту ситуацию и что может намекать «новый этап»?

Сначала не мешает оценить ситуацию, понять, около чего идут переговоры, что бы знать, чего ожидать. если это мадридские принципы, которые со стороны Азербайджана толкуются как обновленный вариант, то содержание его заключается в следующем: туда включены мероприятия, необходимые для разрешения конфликта. Основным пунктом этого документа для Армении является статус Нагорного Карабаха. Для азербайджанской же стороны их несколько, и дозволительно их разделить на две части: это урок территорий, прилегающих к Карабаху и лично Карабах. Стороны же обсуждают сей задача бес Карабаха, и говорят круг о своем. Серж Саргсян заявляет, что урок решится тогда, Кагда будит решен урок статуса Карабаха, что означает, что покамест не решится статус Карабаха, соглашения, достигнутые по остальным пунктам мадридских принципов, то употреблять возврат территорий и все остальное, не будут реализованы. В такой ситуации ныне предвидеть от саммита каких-либо подвижек невозможно.

ИА REGNUM: о каком новом этапе между тем соглашаться речь?

Новым этапом может начинать перемена обсуждаемого документа. Я думаю, что на это безотлагательно ни одна душа не пойдет, потому что теснить документ, что содержит конкретные согласованные пункты, около которых ведутся переговоры. Может непременно какие-то изменения будут в подходах посредников. К примеру, американская бок ратует зa поэтапное решение, и ее политический барыш здесь очевиден: это перемена статус-кво в любом варианте. Они прекрасно понимают, что позиции сторон несовместимы, Но перемена статус-кво приводит к увеличению влияния Запада, и в первую очередь Турции, как заинтересованного государства, на лично процесс.

ИА REGNUM: Азербайджан безостановочно пытается изменить разрешение переговорного процесса, насколько реальны эти попытки?

Азербайджан с этим вопросом стучится во все двери, пытаясь доказать, что Армения является агрессором, и хочет обманывать резолюции в рамках ООН. В то же время Минская группа, которая представляет три центра силы, в состоянии наиболее эффективно решить эту проблему. А вариантов решения три: стороны приходят к какому-то согласию, проблема решается военным через либо принуждением сторон к миру, как это случилось с Косово. Но я думаю, что для реализации этих вариантов ныне нет никаких предпосылок. Стороны далеки от компромиссного решения. Здесь я хочу отметить, что армянская качество пошла на все уступки, какие дозволено предположить, и ей остается лишь только предполагать на то, что бы Карабах остался в составе Азербайджана. по-этому я считаю маловероятным перемена формата посреднической миссии.

ИА REGNUM: К каким последствиям может привести азербайджанская милитаристическая риторика, и на что она расчитана вообще?

Целью милитаристической риторики является, психологическое давление, в данном случае на Карабах и Армению с тем, что бы обеспечить кротость в переговорном процессе. следующий момент — это охота продемонстрировать свою силу, причем это делается с подачи Турции. Последняя оказывает самое негативное обаяние на позицию Азербайджана в переговорном процессе, предоставляя ему военную поддержка и поддерживая бескомпромиссную деструктивную позицию. само собой разумеется же, она делает это в своих интересах. Турции полезный такое ситуация дел.

ИА REGNUM: В каком смысле?

Ситуация около Нагорного Карабаха больно на руку Турции, потому что она, под видом помощи Азербайджану, весь берет его под мой контроль, делая все для недопущения улучшения взаимоотношений с Россией. Мы же слышим, что Азербайджан время от времени обвиняет Россию в оказании помощи Армении. С поддержкой Азербайджана Турция решает для себя альтернатива проникновения в регион. Я считаю, что Турция является основным фактором усиления военной риторики Азербайджана. какой угодно человек, занимающийся вопросом безопасности, обязан понимать, что Азербайджан и Турция теперь ведут активную разведовательно-диверсионную деятельность, активную деятельный по разрушению культурных ценностей в Армении. А где наша услуга безопасности, которая допускает свободное перемещение граждан государства, с которым нет дипломатических взаимоотношений и которая ввела блокаду, что, согласие международному праву, является враждебным актом по отношении к Армении? С одной стороны военная риторика, психологическое давление, с противоположный стороны — подрывная деятельный внутри, сквозь спецслужбы, различные организации, фонды и т.д. ныне предостережение заключается даже не в возобновлении военных действий, а в ослаблении государства изнутри. теперь обязательно нужно предпринять экстренные меры по нейтрализации этих угроз, которые вышли уже на пионер план.

ИА REGNUM: Но все же, насколько реальны опасения, что может разразиться война?

Понятно, что Азербайджан преследует мета поймать Нагорный Карабах и, естественно, готовится к войне. по-этому не стоит военную риторику судить только с точки зрения психологии. если проанализировать политическую ситуацию, становится понятно, что соглашаться явная эскалация. Это следовательно по тому, как приобретается вооружение, как соглашаться приготовление вооруженных сил Азербайджана и т.д. Все это означает, что невозможно однозначно сказать, что войны не будет. Но, оценивая баланс сил по военной мощи, я считаю, что борение маловероятна. подчас около нас допускается методологическая неправильность в оценке баланса сил, Кагда оценивают с точки зрения соотношения количественных и качественных показателей вооруженных сил. Баланс сил следует ценить в целом по военной мощи государства. А в нее входят и военно-политические союзы, и стратегическая критика театра военных действий, и возможности государства как в материальной, да и в духовной сфере и.т.д.

ИА REGNUM: если исповедовать веру пропаганде, то Азербайджан приведен в боеготовность «номер один»: воин бюджет, приготовление кадров, доход оружия и т.д., чего не скажешь об Армении

Весь значение заключается в методике оценки. Начнем с бюджета. кроме проблемы с Арменией, для Азербайджана существует обилие других проблем, которые надо решить. Первое — это деление Каспия, где около Ирана и Туркмении снедать территориальные претензии. Туркмения теперь усиливает сила своего военно-морского флота, и Азербайджан вынужден чувствовать на это, потому что питаться урок спорных нефтяных месторождений. Иран заявляет, что деление Каспия обязан следовать в рамках договора, что был подписан с СССР. А это означает, что грань должна протесниться лишь ли не по Бакинской бухте, и для защиты своих интересов на этих направлениях Азербайджан тратит колоссальные деньги. Флот, какой обязан поддерживаться в полной боеготовности, требует огромных средств, которые Азербайджан тратит из военного бюджета. Сухопутная грань с Ираном, которая довольно протяженная, одинаковый требует должного обеспечения, тем более, что, с точки зрения Азербайджана, она и спорная. Огромная знание военного бюджета уходит на эту пай границы. На границе с Россией около него тожественный обстановка неспокойная, потому что существует дилемма с лезгинами. Деньги, которые распределяются во всех этих направлениях, показывают, что бюджет хотя и против большой, Но расходуется не только на подготовку войны с НКР и Арменией, как это может заболевать на затейщик взгляд. по-этому мы должны определять ценность ту порция этого бюджета, которая расходуется в нашем направлении. Для обеспечения наступательных операций на подготовленные нами оборонительные рубежи им надо обеспечить многократное достоинство в силах и средствах, успевать превосходства в воздухе, что тожественный требует огромных затрат. То есть, не да страшен черт, как его малюют.

ИА REGNUM: А как обстоят дела в оборонной сфере Армении, в риторике которой подчеркивается вид «самая боеспособная дружина в регионе», а бюджет оставляет стремиться к чему лучшего?

Протяженность границы Армении с Азербайджаном около 600 км, безопасность которой обеспечивается сообразно договорам, и любое нарушение рассматривается как агрессия насупротив ОДКБ — раз, насупротив России — два. То есть, около нас чета эшелона обороны, да как подписаны чета договора — о коллективной безопасности в рамках ОДКБ и большущий соглашение 1997 возраст с Россией, правда плюс вдобавок и конвенция по базе. Со стороны Ирана около нас нет угроз, Но и сей часть границы охраняется вместе и не требует от нас больших затрат.

В соответствии с военной доктриной, где Армения является гарантом безопасности НКР, и наши основные усилия должны содержаться направлены на гарантия безопасности Карабаха. Являясь да членом ОДКБ, Армения закупает обстановка по внутренним ценам Российской Федерации, что на церемония ниже рыночных цен, по которым закупает Азербайджан. Учитывая все вышеперечисленные факторы, около нас нет необходимости владеть воин бюджет, одинаковый военному бюджету Азербайджана.

ИА REGNUM: как может вероятное восстановление войны отразиться на регионе, и как поведет себя Турция?

В случае войны военно-экономический потенциал Азербайджана может попадаться подорван в ходе первой же операции вооруженных сил, да как вся область Азербайджана досягаема для огневых средств ВС НКР, включая посёлок Баку, что из себя представляет одну нефтяную бочку. Не стоит и забывать, что нефтепровод проходит близко от линии соприкосновения. если будит нанесен пинок по Армении, в то время вышеуказанные договора и соглашения вступят в силу, а это означает начало в войну России и ОДКБ. Для выполнения своих обязательств пред Азербайджаном, Турция, как часть НАТО , должна согласовать это приговор с партнерами по НАТО. И если это произойдет, то это приведет к противостоянию ОДКБ-НАТО, которое естественно теперь никого не устраивает. А другие сценарии — только наивный лепет. при той насыщенности вооружений, эшелонированной системе обороны Нагорного Карабаха, утверждать о блицкриге (молниеносная либо скоротечная война, — ред.) — следовательно плохо показывать регион, вооруженные силы Нагорного Карабаха и военно-политическую ситуацию в регионе.

ИА REGNUM: Насколько реально бытующее представление о том, что стороны могут соглашаться об инсценированной войне, с целью сдачи да называемых спорных территорий?

Теоретически вероятно все, Но нет никаких гарантий, что если армянская область уступит территории, то завтра около Азербайджана не возникнет задание требования только Карабаха — в рамках территориальной целостности, о которой ежеминутно говорит Алиев. Сегодняшняя строка соприкосновения — самая оптимальная, она проходит так, что обеспечивает право армянской стороне, потому что все господствующие возвышенность находятся под контролем Армии обороны Карабаха. уменьшение территорий увеличит линию соприкосновения вдвое. Эшелонированная оборона, которая создана и в которую вложены огромные средства, будит потеряна, а новая потребует куча времени и дождь средств. Все это приведет к резкому нарушению баланса в пользу Азербайджана, повышению вероятности возобновления боевых действий. если ныне Азербайджан в переговорах не соглашаться ни на какие уступки, то в этом случае общий исчезает вера на то, что он не сорвет переговоры вообще. То есть, отвечать территории ни в коем случае и ни под какие гарантии нельзя, потому что в этом случае ни один человек не может дать гарантии безопасности самому Карабаху: ни Америка, ни Россия — никто. ныне переговорный процесс имеет место, потому что Карабах и Армения обеспечивают боевой баланс. как только он будит нарушен, не сомневайтесь — ни о каких переговорах не будит ходить и речи.

Я был участником подготовки документа о прекращении огня, и могу сказать, что военная болтовня Азербайджана между тем отличалась от сегодняшней, Но и тем временем он не хотел двигаться ни на какие уступки и ставил урок возврата территорий около НКР.

ИА REGNUM: Кстати, в высшей степени зачастую в Армении звучит суждение о том, что в этом случае дозволительно было подписать документ

Для подписания соглашения с признанием независимости НКР условий не было ни тогда, ни сегодня. дозволительно было создать условия, если бы Армения и Карабах продолжили боевые действия и вышли бы на рубежи, которые могли бы нанести безнадежный убыток Азербайджану. А в момент подписания договора о перемирии они не соглашались даже на то, что бы Карабах был стороной конфликта. Только благодаря жесткой позиции Армении Карабах стал стороной конфликта и подписал бумага о перемирии.

ИА REGNUM: Может ли измениться внутриполитическая обстановка в Армении опосля астанинских встреч и по какой причине?

Я бы не стал соединять внутриполитическую ситуацию с Карабахом, добро бы он имеет определенное действие на нее. То, что должно было случиться, уже случилось — армянская страна заявила, что готова возвратить территории. если бы внутриполитическая обстановка и могла измениться, она бы изменилась опосля этого заявления. Вернувшись к Астане, могу только сказать, что маловероятно, что будит подписан документ, какой внесет изменения в армянском обществе. Что касается самой внутриполитической ситуации, то она изменится в силу экономических и социальных процессов. Основными угрозами для Армении являются ухудшающееся социальное размещение и, как результат этого, освобождение населения. Те, который способствуют этому своей некомпетентностью, алчностью и безответственностью, способствуют ужесточению позиции Азербайджана на переговорах и повышению вероятности возобновления боевых действий.

ИА REGNUM: руководитель оппозиции Левон Тер-Петросян в одном из своих выступлений сказал, что источник к разрешению карабахской проблемы находится в руках России. как вы считаете, играет ли Россия ключевую занятие в переговорном процессе, и в какую сторону она повернет сей ключ?

Я говорю об этом постоянно: бес России карабахский урок неразрешим. сей источник В любое время находился и находится в России. Напомню, что порядок прекращения огня был установлен при посредничестве России, и не только в Нагорном Карабахе, Но и в Абхазии и Осетии. То есть, на территории Кавказа боевые действия были остановлены при посредничестве России. Были попытки решить карабахский конфликт, минуя Россию, Но все они потерпели фиаско. В Армении тожественный нашлись «великие политики», которые пытались давать Россию в этом вопросе и нанесли большой убыток Армении и НКР. да что я согласен, что источник находится в России. А в какую сторону она его повернет — зависит от политики Армении. В 1994 году Армения и Карабах решили главную задачу — победили в войне. Победили грамотно и обеспечили ту линию соприкосновения, которая, в свою очередь, обеспечивает теперь баланс сил. Вот основа успешных переговоров и вот ключ. надо внимательно смотреть зa развитием взаимоотношений России и Азербайджана и исполнять так, что бы они не превратились в угрозу для Армении. А то, что Россия поддерживает отношения с Азербайджаном, сотрудничает в военно-технической сфере, это нормально. Я В любое время говорил, что быстро лучше, что бы Азербайджан вооружением обеспечивала Россия, нежели государства, которые заинтересованы не в стабильности региона, а наоборот, в его дестабилизации, что бы на этом фоне усилить свое возбуждение в регионе.

ИА REGNUM: Каким вам видится урегулирование карабахского конфликта?

Это задача стратегии. Начнем с глобального: какой закон главенствует в мире — самоопределения либо территориальной целостности? летопись показывает, что контингент государств на земном шаре не уменьшается, а наоборот, увеличивается зa счет самоопределения. если в начале 20-го века государств-членов ООН было порядка 60, то немедленно их около 200. Тенденция, по моим оценкам, будит такой: с одной стороны через усиления национального самосознания возникнут государства, с противоположный стороны эти государства будут объединяться в какие-то союзы.

С точки зрения стратегии: почему Азербайджан торопится и использует военную риторику? Потому что он понимает, что его экономическая сила основана на добыче и продаже нефти, и этому наступает конец. Азербайджан, по оценкам различных экспертов, чрез 20-25 годов исчерпает свои нефтяные запасы и тем временем окажется очень в другом положении. А около них вся экономика и психология основаны то есть на нефтедолларах. Армянская область должна это четко осознавать и свою стратегию возводить на этом. обязательно нужно сосредоточиться на обеспечении государственной мощи — в этом вопросе все в наших руках и обвинять некого — и изменить стратегию переговоров. обстановка требует отказаться от тактики «конструктивных» односторонних уступок и перейти к переговорам на основе обоюдных компромиссов. Карабах надо возвратить зa пища переговоров.